Проблемы внедрения НДТ на предприятиях химической промышленности Евросоюза
Проблемы внедрения НДТ на предприятиях химической промышленности Евросоюза
В былые времена садовник отбирал лучшие помидоры из лучших растений томатов и хранил их семена. В следующем году они станут томатами, которые дадут помидоры. С опытом и терпеливостью садовник будет выращивать помидоры, которые с каждым годом будут лучше, вкуснее и крупнее.
Директива о промышленных выбросах, которая в настоящее время пересматривается, имеет аналогичный механизм «предотвращения или […] сокращения выбросов»: каждые несколько лет научное подразделение Европейской комиссии, Объединенный исследовательский центр и государства-члены ЕС выбирают лучшие предприятия в данном промышленном секторе и объявляют их технологии и работу «НДТ» — наилучшими доступными технологиями.
В течение четырех лет другие предприятия того же сектора также должны внедрить НДТ. Через несколько лет цикл возобновится, и будут определены более строгие НДТ. Это теория, это закон. На практике европейские власти сейчас покупают семена в супермаркете: не нужно подбирать и оптимизировать.
Из года в год одни и те же помидоры. Не нужно понимать роль местных особенностей почвы и погоды.
Одна ошеломляющая иллюстрация этого явления – химическая промышленность, огромный и разнообразный промышленный сектор, осуществляющий значительные сбросы в воду.
В 2016 году, изучив единственный сорт семян томатов, предлагаемый в течение восьми лет, ЕС решил, что такое НДТ, и определил правила выбросов в воду в документе объемом более 650 страниц, который называется CWW BREF (справочник НДТ для водо- и газоочистки). Четыре года спустя все заводы должны следовать этим правилам по указанию разрешительных органов государств-членов.
Это действительно так, более или менее. Конец истории? К сожалению, нет, и отчет EEB «Wasted ink on wasted water?» показывает, что ЕС на самом деле не в состоянии сократить сильно загрязняющие выбросы химической промышленности.
Одна из проблем заключается в том, что процесс отбора лучших заводов был сложным: данные были собраны с более чем сотни установок по всей Европе, без особых доказательств того, действительно ли они были лучшими.
Тогда большинство из них было объявлено НДТ. В случае, если установленные стандарты на самом деле будут заставлять какую-либо компанию совершенствоваться, внедрять инновации и инвестировать, правила были дополнены так называемыми ограничениями применимости и отступлениями от сносок.
Как будто слабых правил было недостаточно, перенос и внедрение на национальном уровне в государствах-членах, как правило, вызывает такое же разочарование. Тематические исследования на отдельных химических объектах показывают, что только в некоторых случаях предельные значения выбросов были ужесточены в последнее время — и, вероятно, не из-за положений CWW BREF.
В большинстве случаев законодательство и разрешения не обновлялись в течение четырех лет. Во многих случаях предельные значения выбросов в разрешениях на эксплуатацию намного выше, чем фактические выбросы, что практически исключает любые стимулы для улучшения. Иногда даже необработанные потоки сточных вод мирно текут в наши реки.
Политики, похоже, все лучше осознают мрачное состояние нашей окружающей среды, и часто дают высокие обещания о беспрецедентных и смелых действиях. К сожалению, эти беспрецедентные и смелые действия до сих пор не реализованы. Должны ли Европейский зеленый курс и пересмотр Директивы о промышленных выбросах изменить это?
В лучшем из всех возможных случаев выбросы снизились бы сами по себе. Но они этого не сделали, несмотря на торжественные обещания большинства компаний постоянно совершенствоваться в рамках схем экологической сертификации, таких как ISO 14001.
Разработка CWW BREF потребовала значительных затрат времени и усилий, но справочник имел и, вероятно, будет иметь лишь небольшой положительный эффект.
В целом, в вопросах окружающей среды нам необходимо эффективное регулирование. Наивный оптимизм здесь не поможет. Загрязнение не прекратится, если мы не будем действовать, чтобы остановить его: нельзя упускать возможность пересмотра Директивы о промышленных выбросах.
CWW BREF — еще один пример, подтверждающий пословицу Вольтера: мы должны возделывать свой сад.
Источник: https://www.euractiv.com/section/energy-environment/opinion/wasted-ink-on-waste-water/