Применение виртуальной реальности в экологическом просвещении
Использование виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) для экологического образования вызывает споры. Некоторые обеспокоены тем, что эти технологии могут заменить или помешать занятиям на свежем воздухе, которые предназначены для установления связи учащихся с природой и выработки у них бережного отношения к окружающей среде.
Однако использование технологий и пребывание на свежем воздухе в ходе обучения не являются взаимоисключающими элементами. Когда VR и AR используются эффективно, они могут поддерживать и улучшать экологическое образование, способствуя комфорту учащихся.
Многие естественные среды обитания недоступны для студентов из-за расстояния, соображений безопасности, экономических барьеров или возможностей.
Доступ к экологически уязвимым районам, таким как коралловые рифы или водно-болотные угодья, ограничен в целях их сохранения. Виртуальная реальность может предоставить альтернативный способ познакомиться с этими местами.
Виртуальные технологии также могут способствовать поездкам на природу недалеко от дома и помогать учащимся узнавать о глобальных и местных экологических проблемах. Например, в исследовании, проведенном экспертом по дизайну виртуальной реальности Ана-Деспиной Тюдор с коллегами, использовалась 360-градусная экскурсия по тропическим лесам Борнео, чтобы показать учащимся последствия вырубки лесов. Затем полученные уроки были применены к местному заповеднику, который затронуло строительство железной дороги. Учащиеся работали с местной благотворительной организацией для защиты этого заповедника.
Такое исследование выглядит многообещающим для тех, кто стремится расширить связь между ощущением места и экологически благоприятным поведением в региональном, континентальном и глобальном масштабах.
Это означает принятие экологически безопасных подходов, которые могут свести к минимуму неблагоприятное воздействие на природную среду, где бы оно ни происходило.
«Коварные» или сложные экологические проблемы требуют того, чтобы учащиеся взаимодействовали с несколькими местами и точками зрения. В таком случае виртуальные симуляции могут способствовать развитию эмпатии и преодолению бездействия, вызванного психологической дистанцией, которую учащиеся могут ощущать по отношению к природе, наиболее пострадавшей от изменения климата.
VR и AR теряют большую часть своего потенциала, когда они используются только для имитации внешней среды. Вместо этого эти технологии могут стать преобразующими, позволяя учащимся увидеть протекание процессов в окружающей среде, которые в противном случае были бы для них невидимы из-за их масштаба или больших временных рамок, в течение которых происходят такие изменения.
Рассмотрим симуляцию виртуальной реальности, известную как Stanford Ocean Acidification Experience. Во время этой симуляции учащиеся изучают воздействие столетнего закисления океана на биоразнообразие рифов, перемещаясь «среди кораллов, теряющих свою жизнеспособность» и наблюдая, как все более кислая вода влияет на морскую жизнь. Программа привела к высокому уровню вовлеченности и значительному улучшению понимания и способности устранять проблемы (принимать решения).
По сравнению с традиционными способами обучения на открытом воздухе, виртуальная и дополненная реальность могут дать возможности для включения разнообразных источников знания.
Сторонники критического подхода к экологическому просвещению могут воспользоваться этой возможностью, чтобы познакомиться с рассказами маргинализированных сообществ об их опыте взаимодействия с природой и изменения климата.
Тем, кто скептически относится к тому, что виртуальная и дополненная реальности могут способствовать обучению в природных условиях (на открытом воздухе), следует учитывать важную роль, которую эти технологии играют в оснащении учащихся современными навыками преодоления трудностей.
Действительно, такие навыки, как цифровая грамотность, творческое мышление, коммуникабельность, сотрудничество и решение проблем, как никогда важны, когда учащиеся переходят в профессиональный мир.
VR и AR могут позволить учащимся участвовать в решении сложных экологических проблем, текущих и будущих. Недостатком является быстрый прогресс в области аппаратного обеспечения, программного обеспечения и внедрения: большинство школ медленно внедряют новые технологии из-за времени, необходимого для обучения инструкторов, из-за экономических и административных барьеров, поэтому нужно учитывать целесообразность таких инвестиций в образование.