В ЕС запретили применение спорных видов биотоплива в авиации
Европейский парламент запретил использование спорных видов сырья для производства биотоплива, в том числе промежуточных культур и побочных продуктов пальмового масла (palm oil by-products, PFAD), согласно европейскому мандату на экологически чистое авиационное топливо (ReFuelEU).
Зеленая группа Transport & Environment (T&E) призывает три основных европейских института – парламент, совет и комиссию – распространить ограничение и на еще один спорный вид сырья – животные жиры (третьей категории) – во время предстоящих обсуждений в сентябре.
Маттео Мироло, специалист по авиационной политике, говорит: «Если мы серьезно относимся к борьбе с изменением климата и обезуглероживанию авиации, Европа должна принять больше решений, аналогичных тем, которые мы видели сегодня. Устойчивое авиационное топливо не должно быть каким-либо образом связано с вырубкой лесов, утратой биоразнообразия и ростом цен на продовольствие. Сегодня законодатели ЕС проделали большой путь к такому определению устойчивых авиационных топлив, которое положительно влияет на нашу планеты и укрепляет веру в зеленое будущее авиации».
На повестке дня стояло предложение, которое бы расширило определение устойчивых топлив, включая побочные продукты пальмовых масел и промежуточные урожаи (то есть, культуры, которые выращивают до или после основной культуры, в промежуточном сезоне). Предприняв беспрецедентный шаг, авиакомпании и экологические группы при поддержке easyJet написали членам Европарламента перед голосованием с целью привлечь внимание к проблемам побочных продуктов пальмового масла и биотоплив в авиации. Исключение этих видов сырья из определения устойчивых топлив стало важным шагом по избежанию разрушительных последствий для климата.
Однако животные жиры (третьей категории) по-прежнему включены в определение того, что представляет собой «зеленое топливо» в Европе. Животные жиры являются побочным продуктом процесса убоя животных. Они используются в конкурирующих отраслях, что создает дефицит в некоторых из них. Пальмовое масло очень часто выбирают в качестве заменителя животных жиров, что приводит к негативным последствиям для глобального изменений в землепользовании и выбросах, а также для биоразнообразия.
Самое важное, Европейский парламент отдал предпочтение синтетическому топливу, а не биотопливам. По словам T&E, это единственные виды топлива, объем использования которых можно устойчиво увеличивать для снижения воздействия авиации на климат. Законодатели утроили объемы синтетического топлива, предложенные Комиссией на 2030 год, и постановили, что в 2050 году половина всего авиакеросина, используемого в Европе, должна быть синтетической. Основным синтетическим топливом, доступным в настоящее время, является е-керосин, полученный путем объединения зеленого водорода (H2) и двуокиси углерода (CO₂). Амбициозный мандат на е-керосин будет стимулировать инвестиции в топливо на рынке, в котором Европа уже является лидером.
Парламент также расширил определение синтетического авиационного топлива до электроэнергии, полученной из возобновляемых источников, и зеленого водорода. Это важное решение показывает, что ЕС хочет стимулировать и ускорить разработку самолетов с нулевым уровнем выбросов.
В ходе дискуссий о типах топлива в окончательный текст также вошли меры по смягчению не связанного с CO₂ воздействия авиации на климат. На выбросы, не связанные с CO₂, приходится две трети воздействия авиации на климат, но попытки законодательно регулировать их в прошлом не увенчались успехом. Теперь Европарламент наконец-то проложил путь к регулированию качества топлива, обеспечивающему более низкие концентрации ароматических соединений и серы. По словам T&E, это станет важным шагом для снижения не связанного с CO2 воздействия авиации на климат, а также для улучшения качества воздуха в районах аэропортов.
Мироло в заключение добавил: «Европейский парламент удвоил использование синтетического топлива для авиации и не оставил места для перехода на пагубное биотопливо из побочных продуктов пальмового масла и сельскохозяйственных культур. Декарбонизация авиационного сектора — непростая задача, но авиакомпании, экологи и политики в равной степени встали на сторону потребностей планеты. Давайте теперь доведем дело до конца, исключив все оставшееся неустойчивое биотопливо».